Перейти к содержимому

Портал

Фото

Записки начинающего психолога


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
3 ответов в теме

#1 Сталкер

Сталкер

    Новенький

  • Пользователи
  • Фишка
  • 15 Сообщений:

Опубликовано 22 Ноябрь 2016 - 11:53

Записки начинающего психолога

Наверное, у человека с живым воображением, при прочтении названия темы может нарисоваться такая картинка, что здесь будут рассказываться всякие забавные случаи из работы молодого психолога. Что-то типа этого: «Недавно пришла ко мне продавщица рыбного магазина и жалуется, что ей навязчиво снится сон, будто она селёдка в океане, а после пробуждения её непреодолимо тянет попробовать на вкус земляного червяка»! Ну и конечно можно ожидать узнать мнение Фрейда по этому поводу. Так вот – нет. Не бывать этому.

Я хочу попробовать писать о самых основах психологии для тех, кому это интересно. Знание основ психологии принесёт пользу тебе, уважаемый читатель, и я постараюсь рассказывать доступные и полезные идеи. Дело в том, что я пока что не работаю по этой специальности, а всё же мне хочется хоть как то проявлять себя как психолог, и этими записями на форуме мне кажется удобно сделать первый, самый тяжёлый шаг, чтобы начать действовать в этом направлении. Кроме того я надеюсь, что здесь станут что то писать (хоть мысли по поводу, хоть критику тоже по поводу) и другие психологи - профессиональные или любители. Так что Вэлкам! или Dobro pozhalovat!

 

«Открывающееся знание может напугать. Однако каким бы устрашающим ни было учение, еще страшней представить себе человека, у которого нет знания». Карлос Кастанеда

 

 

 


Свободен ли человек в своём выборе? Для тех, кто сомневается….

 

 

Общаются два бывших одноклассника: - А помнишь, как весело мы смеялись над глупыми собаками Павлова, у которых выделялась слюна, когда загоралась лампочка? – Да, а потом звенел звонок и мы радостно бежали в столовку….

 

Издавна, сначала для философов, а потом и для психологов сложным был вопрос: Свободен ли человек в своих действиях и выборе, или выбор всегда полностью зависит от сочетания обстоятельств и привычек?  Из философии мне нравится вывод, что свободу выбора подтверждает сам факт того, что мы может по разному отвечать на этот вопрос и жить в соответствии со своими убеждениями. То есть мы можем сказать, что свободы выбора нет и жить поступая так, как само получается. А можно утверждать, что свобода выбора есть и тогда мы способны найти новое решение и поступить самым непредсказуемым образом – то есть достаточно свободно. В начале развития науки психологии была школа, в теории которой считалось, что человек, как и все прочие живые существа, полностью зависит от того, чему он научен – эта школа психологии называлась бихевиаризм. Здесь была идея: человеком управляют безусловные (с которыми он родился) рефлексы, и развитые на их основе условные (выдрессированные) рефлексы. Последовательность действия психики описывалась как «стимул-реакция», без всякого вмешательства индивидуальности. С применением этого подхода удавалось успешно решать многие проблемы человека, связанные с его поведением. Часто чтобы поменять своё поведение достаточно научиться делать так, как тебе нужно, и тогда станешь довольнее своими действиями и самим собой. Вообще, психология всегда стремилась быть естественной (об устройстве мира) наукой, поэтому в ней постоянно проводились и проводятся разные опыты, результаты которых используются для доказательства или опровержения какой-то теории. И в бихевиоризме появился исследователь, который провёл такой опыт: он взял две группы крыс. Крысы первой группы бегали по лабиринту и на выходе из него получали вознаграждение – еду. Эта группа постепенно прогрессировала, и если вначале на выход из лабиринта большинству крыс требовалось около 18 минут, то за 20 дней они научились приходить к выходу за 4 минуты. Крысы второй группы 20 дней просто бегали по лабиринту без вознаграждения за выход. У них вообще не было никакого прогресса во времени выхода из лабиринта - среднее время осталось около 18 минут. А потом этой группе начинали давать стимул - на выходе положили лакомство. И тут эта группа научилась находить выход из лабиринта скорее, чем первая - за 4 минуты уже через 10 дней. Вывод был сделан такой, что у крыс, бесцельно бегающих по лабиринту, формируется некое представление об устройстве лабиринта, это представление автор исследования назвал «когнитивная карта» - то есть существует влияние внутренней жизни индивида на поведение. Так появилось направление «нео бихевиаризм», в котором последовательность действия психики стала описываться «стимул-когнитивная карта-реакция». В результате таких опытов (это я описал один из самых первых) даже самые матёрые представители направления психологии считавшие, что свободы выбора нет, а есть только надрессированные реакции, постепенно стали отказываться от этой своей идеи. Хотя избранных «аксакалов от психологии» переубедить не удалось, и они остались при том мнении, которому были обучены изначально. Ну а в современной психологии, как основная, закрепилась такая формулировка: роль психики состоит в отражении действительности и в управлении поведением индивида. Я бы сказал конкретнее – в свободном управлении поведением. «Отражение действительности» - то, что мы воспринимаем и какое у нас мировоззрение, оно может делать человека более успешным или менее, в зависимости от адекватности реальному положению вещей. Кроме того, человек может управлять этим своим мнением об устройстве мира и своим поведением – может свободно выбирать то, что ему хочется. Конечно, свобода эта существует в рамках законов физики.

Выводы такие: Человек свободен в своём выборе и может пользоваться своей свободой если осознаёт, что она есть. В решении многих проблем помогает обычное обучение более успешному поведению и мировоззрению.

Но, не все психологические проблемы решаются переобучением. Решение других психологических проблем описывается в Психоанализе Фрейда…. Это и будет нашей следующей темой. 


  • 0

#2 Trinity

Trinity

    Гуру

  • Пользователи
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 5 738 Сообщений:

Опубликовано 22 Ноябрь 2016 - 15:46


Изменено: Trinity, 22 Ноябрь 2016 - 19:53

  • 1

#3 Сталкер

Сталкер

    Новенький

  • Пользователи
  • Фишка
  • 15 Сообщений:

Опубликовано 24 Ноябрь 2016 - 15:52

Посмотрел я вышеприведенное видео. В нём, также как и в моей 1-ой статье, затрагивается тема человеческой свободы выбора и кое-какие другие вопросы. Рассуждает про это Татьяна Владимировна Черниговская, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заведующая лабораторией когнитивных исследований. Если кому-то неинтересно смотреть 40 минут, то вот основные мысли, высказанные в видео. Чтобы вы узнали, о чём там речь.

1.       Интеллект, мудрость и гениальность это разные, часто не пересекающиеся вещи. Можно быть гениальным, но по результатам тестов показывать низкий уровень интеллекта. Можно быть с высоким уровнем интеллекта, но не уметь его применять.

Где то я читал, что у гениев в разное время меняются показатели уровня интеллекта. У них, от проверке к проверке, уровень резко то повышается, то падает.

2.       Гениальность зависит от устройства мозга, если мозг так не устроен изначально, то гениальным не стать. Но кроме устройства мозга важна та информация, которой мозг заполнен.

Я предполагаю, что если заполнять мозг качественной информацией и обучаться её использовать, то вполне можно стать умнее, а то и мудрее. Мне кажется, что хотя мы ограниченны устройством наших мозгов, но мы вполне способны научиться мудро их применять.

3.       Личность человека это его память – если память откажет, то пропадёт и бОльшая часть личности.

4.       Наш мозг знает и диктует нам, как нам надо действовать, какими нам надо быть и заставляет нас быть такими.

5.       У мозга есть клише, по которым он действует, и наука всё ещё мало знает об этих клише.

6.       Основа эмоций находится в мозгу, это называется эмоциональный интеллект – умение сопереживать и ставить себя на место другого.

7.       Компьютерные игры опасны тем, что не подразумевают сопереживание партнёру, и в них нет ограничений смертью, которые важны в реальной жизни. Человек привыкает к таким правилам и может начать неосознанно-автоматически переносить свои стратегии игрового поведения на реальную жизнь.

8.       Сейчас появилась мода говорить: это не я, это мой мозг, ведь я уже родился с таким устройством мозга! Так выглядит попытка переноса ответственности с личности человека на свою физиологию.

9.       В науке постоянно уменьшается список черт, отличающих человека от животных. Раньше говорили, что у животных нет языка и социального устройства, потом обнаружили что у всех животных это распространено. Сейчас считается, что основным отличием является то, что человек может делать свободный выбор – человек не полностью подчиняется нейронной сети своего мозга. Человека от животных отличает наличие сознания, свобода выбора и уровень развития языка – способность мыслить абстрактно.

10.   В мозгу, и следующем из него поведении человека, есть автоматизированные элементы, в которых не участвует сознание, но когда речь идёт о вещах серьёзных, тогда человек использует возможность к разумному выбору, которая есть у сознательных существ и поэтому за свой выбор люди должны отвечать.

11.   Современное образование должно уйти от образования большого количества знаний – заучивания, к образованию у человека умения понимать. Полезно учиться способам обращения с информацией, мировоззрению, философии. Для системы образования должна бы быть создана «метанаука» - системно объединяющая в себе знания обычных наук. Для современного мира наиболее ценной является способность принимать решения  в неопределённой ситуации.

3 совета от Черниговской Т.В.

1.       Не давайте себе спуску – старайтесь сказать самим себе правду, увидеть самих себя как есть на самом деле.

2.       Быть снисходительным к людям, не начинать борьбу со всем человечеством.

3.       Думать о будущем (не только о своём, а о целом будущем всех людей).

 

Ну а я из этого видео могу сделать выводы, что правильно делаю, когда занимаюсь развитием у себя навыка лучше понимать, как устроен мир и стараюсь научиться действовать, применяя свои познания на практике.


Изменено: Сталкер, 24 Ноябрь 2016 - 15:54

  • 0

#4 Сталкер

Сталкер

    Новенький

  • Пользователи
  • Фишка
  • 15 Сообщений:

Опубликовано 11 Апрель 2017 - 14:18

Открытия Фрейда

Ежедневно в коридоре многоквартирного дома встречаются два соседа - психолога и один плюёт другому на ботинки. Увидев это, третий сосед спросил у того, на обувь которого плюют – Почему другой психолог так делает? И оплёванный психолог отвечает – Не знаю, это какие-то его проблемы…

Мы остановились на том, что человек может решить многие свои проблемы, если научится вести себя по-новому. Но иногда человеку бывает очень сложно научиться поступать по-новому, потому, что в некоторых ситуациях он не может себя достаточно контролировать. Теория Фрейда предлагает помощь в таких случаях. Более того, в теории Фрейда утверждается, что если человек испытывал предубеждение против чего-то – и не мог в этой ситуации эффективно управлять собой, но потом всё же нашёл в себе силы и смог перебороть себя и научился делать это, то позже этот человек вполне может обнаружить, что симптомы той проблемы «перебросились» на другие ситуации. Объяснение причин возникновения таких «проблем с самоконтролем» и «предубеждений» предложил Фрейд.

Здесь я максимально коротко расскажу о тех идеях Фрейда, которые мне кажутся основными.

История развития психоанализа началась с того, что старший коллега Фрейда, Й. Брейер  успешно использовал гипноз для излечения пациентки с симптомами истерии. Фрейд увлёкся историей лечения этой пациентки Брейера, так как увидел здесь возможность разобраться в общих механизмах, по которым работает психика человека. Дело было так: Брейер лечил пациентку, которая страдала от множества истерических симптомов – «болезней». При лечении обнаружилось, что стоило только пациентке в состоянии гипноза рассказать про событие, спровоцировавшее появление какого-то симптома в первый раз, и этот симптом исчезал сразу же и навсегда. К примеру, одним из симптомов было то, что у пациентки возникли проблемы с утолением жажды – она внезапно обнаружила для себя, что не может пить воду – как только её губы соприкасались со стаканом воды, она резко отталкивала стакан, и поэтому ей приходилось утолять жажду только фруктами. На 6 неделе проявления этого симптома, под гипнозом, она стала рассказывать о своей англичанке-компаньонке, которую она явно недолюбливала. С отвращением она рассказала, как видела, что маленькая собачка этой дамы пила воду из чашки. В тот момент она ничего не сказала компаньонке, так как боялась показаться невежливой. Рассказывая Брейеру об этом, пациентка, ещё в состоянии гипноза, попросила пить и спокойно выпила воду из стакана – симптом прошёл.  Таким образом, пациенткой были «отговорены» её нарушения речи и слуха, восстановлена кожная чувствительность, устранены невралгии, кашель и дрожь, косоглазие и расстройство речи. Фрейд, основываясь на этом примере, стал проводить собственные опыты и составлять свою теорию Психоанализа.

Фрейд пришёл к таким выводам (кстати, постепенно теория Психоанализа слегка менялась Фрейдом): Движущей силой человека является энергия – основа агрессии, сексуальности и любви, порождающая в человеке желание жить и действовать – которую Фрейд назвал «Эрос» или «Либидо». Ещё Фрейд выделил противоположное желание человека – стремление к смерти, разрушению и саморазрушению – и назвал его «Танатос». Вначале по теории Фрейда получалось, что в потребности удовлетворения жизненных желаний прячется продолжение в виде уменьшения жизненной энергии (запас которой Фрейд считал конечным, а потому стремился экономить) и так проявляется стремление к истощению энергии, концу желаний и смерти. Примерно в середине своего творческого пути, Фрейд предполагал, что всё живое через осуществление своих потребностей стремиться умереть. В своих поздних работах Фрейд разделил идею проявления энергии либидо как только в физиологическом действии, например в сексе (без любви), – пример такого желания, которое требует удовлетворения и потом ведёт к желанию отдохнуть (и постепенно ведёт к истощению, саморазрушению и смерти), и проявление энергии чистого Эроса – как то, что своей красотой вдохновляет личность к любви, к развитию, к становлению красивым, созданию красоты вокруг себя – творчеству, даёт наполнение силами, и желание обессмертить себя в своих творениях.

Также Фрейд ввёл в обиход понятие «комплекс» имея ввиду, что жизненная энергия человека стремится выразиться, давая человеку заряд в виде эмоций и желаний, по толчку которых человек должен действовать. Но некоторые эмоции и желания человеку приходится сдерживать, потому, что в каждом обществе определены конкретные нормы, какое поведение разрешено, а за что осудят и накажут. И вот, запретные желания начинают окольным путём бесконтрольно влиять на поведение человека, так проявляется «комплекс». Воспитанный человек, по мнению Фрейда, под влиянием общества вынужден себя ограничивать в поведении (обычно неосознанно, так как его этому учат в детстве родители тогда, когда у него слабые способности к осознанию себя – и вырастая человек забывает об этих уроках), в результате у человека формируется привычка к «вытеснению» неприемлемых чувств и желаний. Потом эта привычка к вытеснению некоторых эмоций (и связанных с ними чувств, желаний и т.д.) формирует новые  комплексы, уже во взрослой жизни.

Вытеснение – ещё одна идея Фрейда. Вообще, в теории Фрейда есть описание нескольких «защитных механизмов психики», которыми психика защищает саму себя от раздражающих мыслей – ощущений - образов. Один из них – вытеснение. Тут придётся чуть отвлечься: Фрейд предполагал, что психику человека можно разделить на Эго (личность), Суперэго (воспитание – образ родителей - правила), Подсознание (то, что мы не помним и не осознаём, но информацию откуда легко может припомнить) и Бессознательное (в нём хранятся ВСЕ воспоминания, пережитые эмоции и т.д.). Так вот по теории Фрейда, если человек ощутил или увидел что-то, что он считает «запретным», он вытесняет это из своего сознания – как бы «забывает», но оно остаётся в бессознательном. И тогда вытесненное, из бессознательного, начинает влиять на поведение человека так, что человек будет не способен понять – осознать - вспомнить, в чём причины некоторых его внезапных чувств и поступков – это проявляет себя комплекс, мешая человеку понимать самого себя и управлять своим поведением. В результате действия комплекса, человек может в определённых ситуациях внезапно испытывать страх, раздражение, у него могут быть физиологические негативные ощущения – судороги, кашель, проблемы с дыханием или заиканье и т.д.

Чтобы освободиться от комплексов и проблем, связанных с ними, нужно осознать причины комплекса, для этого Фрейд предлагал анализировать: сны человека (особенно повторяющиеся и эмоционально насыщенные сны), предлагалось рассматривать случаи, когда человек оговорился (сказал не то слово, которое собирался), и случаи забывания чего-либо (забыл слово, телефон, о мероприятии и т.д.). Фрейдом предлагалось обращать внимание на эти вещи и использовать ассоциации чтобы прийти к тем начальным мыслям, эмоциям, чувствам и вспомнить те вытесненные – забытые обстоятельства и впечатления от них, которые являются причиной появления этого симптома. Когда это удаётся, симптом уменьшается и исчезает - вместе с осознанием причины комплекса, к человеку возвращается и улучшается его способность понимать себя и управлять собой.

Фрейд считал, что психологическое развитие человека состоит в обучении лучшему осознанию своих скрытых мотивов. Именно в этом основная цель Психоанализа. Также Фрейд за счёт Психоанализа (хотя это его мнение малозаметно в теории Психоанализа) стремился вернуть человеку контроль над его жизнью, так как Фрейд считал, что человек обладает возможностью по своей воле принимать любые решения и осуществлять их, и именно к включению этой способности должен привести Психоанализ в конечном итоге.

 

Выводы:

Мне хочется отметить, что Фрейд работал с людьми, в культуре которых сексуальность традиционно подавлялась, поэтому его основными пациентами были истерики – в основном, люди не желавшие осознавать свои сексуальные позывы и связанные с этим комплексы. Поэтому в Психоанализе большкое внимание уделялось вопросам важности проявления сексуальности, и потому многим пациентам Фрейда удавалось освобождаться от симптомов истерии высказыванием – осознанием мыслей и образов, связанных с половой сферой. В наше же время отношение к сексу стало более лёгким, подавление сексуальности многие стали считать вредным, и нынешняя культура скорее требует, чтобы человек был сексуальным, а это приводит к распространению среди людей совсем других психологических проблем – всё распространеннее апатия-безразличие к жизни и неумение + нежелание ощущать свои чувства, связанные с Эросом - любовью.

Так что к основным открытиям Фрейда я бы отнёс важность навыка осознания человеком своих желаний и потребностей, а также описание того, как неосуществлённые желания-потребности продолжают влиять на жизнь человека. Очень полезно уметь признаваться себе, что у тебя есть твои уникальные потребности и желания (находить их и осознавать), которые могут быть осуществлены разными способами (сознательно искать способ для их реализации), что даёт возможность для свободного выбора желанного образа жизни, если человек решился его сделать.


  • 0


0 пользователей читают эту тему

0 members, 0 guests, 0 anonymous users