Перейти к содержимому

Портал

Фото

История моделизма в городе Уральске


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
53 ответов в теме

#1 прецедент

прецедент

    Корифей

  • Пользователи
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 1 054 Сообщений:

Опубликовано 19 Январь 2012 - 00:17

Этой весной исполняется четверть века той легендарной встрече RC моделистов организованной моделистами Уральска.Летали F3A, радиогонки, пускали бойцовки, радиовертолеты первые в Казахстане, в Союзе их тогда были единицы.Были живы наши учителя Митрофанов Николай Иванович ,Манзюк Анатолий Федорович, летал Самарский вертолетчик Стукало Николай, наш моделист вертолетчик Шишонков Александр, курсанты из Актюбинского летного училища Махотин Володя, Карюк Юра.Были даже гости из Чехословакии и это при закрытом для иностранцев городе.Cейчас бы такую встречу назвали фестивалем, хорошо бы отметить эту дату, подготовиться. У кого какие будут предложения?

Прикрепленные миниатюры

  • 25 лет.JPG

  • 2

#2 прецедент

прецедент

    Корифей

  • Пользователи
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 1 054 Сообщений:

Опубликовано 19 Январь 2012 - 22:58

А уж если копать историю еще глубже,в частности моделизм в Уральске, то можно обнаружить и совсем удивительные вещи, что радиоуправляемые модели в Уральске делали и летали уже в 1955 году,а в 1957 выступали на соревнованиях в Алма-Ате.Летали еще с Павлом Величковским, алмаатинцем, одним из первых радиомоделистов Советского Союза.Вот как то так с историей.А то что в Уральске не сохранилось ни одного старого самопета и в аэропорту ПРЕКРАТИЛ СУЩЕСТВОВАНИЕ ВЕСЬ! собственный самолетно моторный парк, который более полувека всегда насчитывал около сотни самолетов различных типов выполнявших ежедневно до двух десятков рейсов по области, это ФАКТ!Ну нас всегда больше волновало как у них там с авиацией в Гондурасе? Вот это уже наше время. Вернемся к нашим моделям.

Прикрепленные миниатюры

  • 1.JPG
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • 4.JPG

  • 1

#3 прецедент

прецедент

    Корифей

  • Пользователи
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 1 054 Сообщений:

Опубликовано 21 Январь 2012 - 22:40

Готовя материал по встрече состоявшейся 25 лет назад порылся в интернете, а где ж пацаны те? Нашел Юру Карюка на фото четвертый справа с планером.Пилот Боинга 737 живет в Канаде, но улыбка таже, ну и НЛОтик в руках.

Прикрепленные миниатюры

  • карюк.jpeg
  • getImage.jpeg

  • 0

#4 прецедент

прецедент

    Корифей

  • Пользователи
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 1 054 Сообщений:

Опубликовано 04 Февраль 2012 - 01:10

Ну пока мороз немного о той встрече состоявшейся четверть века назад.В то время активно работала авиамодельная лаборатория в областном комитете ДОСААФ которая лежит сейчас в руинах.Авиамодельный кружок в доме пионеров которым руководил Манзюк А.Ф. авиамодельная секция во дворце культуры Зенит руководил Васенин А.Л.Встреча организовывалась частным порядком, созванивались друзья, обговаривалось время, место- в Уральске была чистая взлетная полоса старого аэропорта.Но на время встречи помощь в организации оказали уральский аэроклуб и областной комитет ДОСААФ руководил которым Хамзин Р.Х.активно помогавший авиамоделистам области.На встречу приехала группа курсантов АВЛУГА, группа из Самары под руководством талантливого моделиста Николая Стукало- единственный в Союзе автор кордового вертолета конструкция которого публиковалась в журнале Моделист Конструктор,- с ним мы познакомились в Харькове на вторых, или третьих соревнованиях в Советском Союзе по радиовертолетам. К сожалению он рано ушел из жизни, сердечный приступ в день рождения сына.Бывает в жизни и такое,от избытка чувств умирают.Всего было 3 радиовертолета один у уральца Шишонкова Александра, вертолеты были самодельные - ни одной покупной детали кроме двигателя.В Союзе вертолеты были в диковинку.Радиоаппаратуру доставали кто где.Автор этих строк специально за RC по туристической путевке ездил в Чехословакию, с рук купил у чеха трехканалку ROBBE. Встреча была в гостинице на корабле где квартировала группа из Казахстана и на меня смотрели как на американского шпиона а по приезду даже представитель комитета вызывал,а чегой то ты там приобрел?На большом пилотажном самолете летал школьник Олег Ковтун активно занимавшийся в моделке.Летало все! Милащенко Саша принес самолет который разбился при облете,разбил модель Махотин Володя пилотажник из Актюбинска.Организовали подобие гонок,тогда было редкостью видеть несколько моделей в небе.Конструкции моделей были современными и сейчас - стеклопластиковые фюзеляжи, крылья с пенопластовым ядром обшитое бальзой и стеклотканью, моторы МДС 10, Радуги.Один из судей Татаренко Владимир Семенович имел статус судьи всесоюзной категории.Тогда эта встреча была как праздник столько было надежд, перспектив, но больше в Уральске таких, даже отдаленно напоминавших эту, встреч не было.

Прикрепленные миниатюры

  • 1.JPG
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 4.JPG
  • 5.JPG
  • 6.JPG
  • 7.JPG
  • 8.JPG
  • 9.JPG
  • 10.JPG
  • 11.jpg
  • 12.jpg
  • 13.JPG
  • 14.JPG
  • 15.JPG

Изменено: прецедент, 05 Февраль 2012 - 00:25

  • 1

#5 прецедент

прецедент

    Корифей

  • Пользователи
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 1 054 Сообщений:

Опубликовано 05 Февраль 2012 - 00:04

После обеда на этой встрече властвовали бойцы с кордовыми моделями.-Штирлиц,а где Вы научились так хорошо запускать кордовые модели воздушного боя,-спросил Мюллер.-В ДОСААФ,-ответил Штирлиц и подумал,а не сказал ли чего лишнего.

Прикрепленные миниатюры

  • 1.JPG
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • 4.jpg
  • 5.jpg
  • 6.jpg
  • 7.jpg
  • 8.jpg
  • 9.jpg
  • 10.JPG
  • 11.jpg
  • 12.jpg

Изменено: прецедент, 05 Февраль 2012 - 00:23

  • 0

#6 Sorail

Sorail

    Гроссмейстер

  • Пользователи
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 181 Сообщений:

Опубликовано 05 Февраль 2012 - 08:31

После обеда на этой встрече властвовали бойцы с кордовыми моделями.-Штирлиц,а где Вы научились так хорошо запускать кордовые модели воздушного боя,-спросил Мюллер.-В ДОСААФ,-ответил Штирлиц и подумал,а не сказал ли чего лишнего.

Предлагаю вывести эту тему в отдельную ветку озоглавить "История развития моделизма в городе Уральске". И если у кого ещё будут исторические фотографии выкладывать там.Описывать истории полётов на соревнованиях и т.д.
  • 0

#7 прецедент

прецедент

    Корифей

  • Пользователи
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 1 054 Сообщений:

Опубликовано 05 Февраль 2012 - 23:34

Я не возражаю, только может быть из названия убрать слово РАЗВИТИЕ,- некоторые темы этого самого моделизма перестали существовать совсем,а так было бы совсем неплохо вспомнить историю.Клуб RCM готовит кстати обширный материал по одной из тем технического творчества.
  • 0

#8 Пикачу

Пикачу

    Бывал в Бабруйске...

  • Модераторы
  • 1 490 Сообщений:

Опубликовано 07 Февраль 2012 - 10:06

Раньше это было интересно и нужно государству. Известный девиз того времени: "От модели к планеру, с планера - на самолет". Реально шла работа по поиску одаренных людей, которые впоследствие становились летчиками, конструкторами, инженерами... Сейчас, когда все хотят стать "менеджером", моделизм перешел в разряд хобби и стал уделом одержимых людей.
В общем, идея общества потребления процветает! :angry:
  • 0

#9 прецедент

прецедент

    Корифей

  • Пользователи
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 1 054 Сообщений:

Опубликовано 07 Февраль 2012 - 23:48

А нужна ли нам история? Может она интересна тому кто пишет? Над ней надо задумываться, сравнивать, учиться, помнить тех кто в тебя душу вкладывал, а сейчас прочитал современное высказывание: повернув лицо к прошлому стоишь жопой к будущему.Нормально, да.А мне нравится смотреть старые фотографии кружковцев не мифических, а реальных инженеров конструкторов, летчиков, высококвалифицированных рабочих.
  • 0

#10 Пикачу

Пикачу

    Бывал в Бабруйске...

  • Модераторы
  • 1 490 Сообщений:

Опубликовано 08 Февраль 2012 - 10:04

Без прошлого-нет будущего! Только сейчас, потеряв целый пласт истории в 90-е годы, стали задумываться об этом. В советские годы велась активная внешкольная работа,работали кружки и секции. Каждый пацан мог забить гвоздь, а девченка зашить носок или приготовить суп. Уже в школе человек практически определялся со своей будущей профессией: нравился авиамоделизм-шли в летные училища, судомодели - мореходки, радиокружок - связисты, инженеры на производство.... И в итоге получались РЕАЛЬНЫЕ специалисты, которые "на своем горбу" еще в школе прочувствовали все прелести выбранного направления.
Сейчас проблема найти хорошего механика, столяра, сварщика, плотника или токаря. Их просто нет. Зато имеем полчища менеджеров, полуайтишников и экономистов со знанием бухгалтерии...
Думаю, что все ребята, которых мы видим на фотографиях, нашли свое применение в жизни, и благодарят судьбу за то, что руки выросли из нужного места и голова не деревянная.

Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков.
Б. Шоу
  • 0

#11 Sorail

Sorail

    Гроссмейстер

  • Пользователи
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 181 Сообщений:

Опубликовано 09 Февраль 2012 - 05:54

Не совсем про Уральск но хорошее видео про моделизм в СССР 1962 год.Обратите внимание на количество зрителей.
  • 0

#12 прецедент

прецедент

    Корифей

  • Пользователи
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 1 054 Сообщений:

Опубликовано 09 Февраль 2012 - 22:58

Не совсем про Уральск но хорошее видео про моделизм в СССР 1962 год.Обратите внимание на количество зрителей.

Это был чемпионат мира.Культовая Сироткинская модель МОСКВА, много лет спустя случайно оказавшись на 9 мая на выставке в парке Горького видел другой Сироткинский культовый самолет -кордовый реактивный ТУ16 бальзовый, немного побитый без движка, но впечатлял тогда.Конечно по сравнению с нынешними копиями...но это была эпоха!
  • 0

#13 прецедент

прецедент

    Корифей

  • Пользователи
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 1 054 Сообщений:

Опубликовано 11 Февраль 2012 - 00:18

Хочется рассказать о школьном техническом кружке, о нескольких поколениях учеников занимавшихся в нем, о наших учителях которые достойно пронесли по жизни это звание, которые научили нас конструировать, думать, делать в то время то, что для нынешних школьников равносильно полету на луну, как это не обидно.Хронологию уместно было вести с учителя физики Митрофанова Николая Ивановича организовавшего в школе кружок юный техник в начале пятидесятых. Делали авиамодели, аэросани, действующие модели электровозов.Авиамоделизм в городе был очень развит, в городе была парашютная вышка, аэроклубом командовал Карташов Павел Иванович, по детским воспоминаниям очень добродушный человек, полный, с большим животом.Проводились областные соревнования, республиканские в Алма-Ате в поселке Байсерке где располагался аэроклуб, где он и сейчас расположен. Красивейшее место- молодежь это место знает только наверное по рок фестивалю два или три года назад прошедшем. Отец брал меня на соревнования, мне было 4 или 5 лет, из ярких детских воспоминаний.. поле алых маков за окном поезда, кончившаяся в вагоне вода, жара и взрослые пошептавшись дали ребенку пива.Огромные палатки на поле, запах эмалита,цветная папиросная бумага, огромные трехметровые фюзеляжные планеры, таймерные или их называли тогда парящие, с двигателями КА16- тяжелые моторы.Модель после взлета и остановки мотора как правило пикировала ломала винт и у меня была целая коллекция обломков.Радиоуправляемый самолет отца большой трехметровый, красный фюзеляж, был ветер и модель почти стояла против ветра.Анодная тяжеленная батарея.Любовь к авиамоделизму отец пронес всю жизнь.Одним из кружковцев был Саша Десятов.

Прикрепленные миниатюры

  • 0.JPG
  • 1.JPG
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 4.JPG
  • 5.JPG
  • 6.JPG
  • 7.JPG
  • 8.JPG
  • 9.jpg
  • 10.jpg

Изменено: прецедент, 11 Февраль 2012 - 00:24

  • 2

#14 прецедент

прецедент

    Корифей

  • Пользователи
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 1 054 Сообщений:

Опубликовано 12 Февраль 2012 - 01:16

После окончания школы Саша стал студентом уральского пединститута и закончив его пришел работать учителем в родную школу.И техническое творчество и работа органично вплетались друг в друга и уже Десятов Александр Сергеевич, Сергеич, подпольная кличка Сургуч, стал лидером, обладавший удивительными качествами, энергией способностью увлечь ребят заинтересовать идеей, проектом, научить работать самостоятельно, да много чем. Фишкой кружка Юный техник стало строительство моделей электровозов которых было построено около десятка разными поколениями моделистов. Модели занимали призовые места на республиканских соревнованиях и выставках. Участие и занятие призовых мест на всесоюзных сетевых соревнованиях в Москве, а потом в Донецке это было высшим достижением, и если по отделке моделей мы несколько проигрывали то по управлению и автоматике моделей равных электровозам изготовленных в нашем школьном кружке,- в Советском Союзе не было!Впечатляет правда!

Прикрепленные миниатюры

  • 1.JPG
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 4.JPG
  • 5.JPG
  • 6.JPG
  • 7.JPG
  • 8.JPG

  • 1

#15 прецедент

прецедент

    Корифей

  • Пользователи
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 1 054 Сообщений:

Опубликовано 12 Февраль 2012 - 23:00

Шли годы десятиклассники заканчивали школу поступали в институты, а как не уходили, и в мыслях и на каникулы бежали в кружок помогая советом делом, с каждой новой моделью совершенствовалась техника усложнялась конструкция моделей и управления.И смотришь какой нибудь шибздик уже уверенно высунув язык вытачивает из металла какую нибудь деталюшку для тележки.Подстегивало и участие в соревнованиях, а соревнования как война,- главная цель победа!

Прикрепленные миниатюры

  • 9.JPG
  • 10.JPG
  • 12.JPG
  • 13.JPG
  • 14.JPG
  • 15.JPG
  • 16.JPG
  • 17.JPG
  • 18.JPG
  • 19.JPG
  • 20.JPG
  • 1.JPG
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 4.JPG
  • 5.JPG
  • 6.JPG
  • 7.JPG
  • 8.JPG
  • 9.JPG
  • 12.JPG
  • 10.JPG
  • 13.JPG
  • 11.JPG
  • 14.JPG
  • 15.JPG
  • 16.JPG
  • 17.JPG
  • 18.JPG
  • 19.JPG
  • 20.JPG

Изменено: прецедент, 13 Февраль 2012 - 00:48

  • 1

#16 прецедент

прецедент

    Корифей

  • Пользователи
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 1 054 Сообщений:

Опубликовано 14 Февраль 2012 - 23:24

Трудно сохранить последовательность в изложении фотоматериала поколений кружковцев слишком большой коллектив был. Конечно были свои лидеры, но все равно надо оценить тот объем творческой работы проводимой в школе.

Прикрепленные миниатюры

  • 1.JPG
  • 2.jpg
  • 3.JPG
  • 4.JPG
  • 5.JPG
  • 6.JPG
  • 7.JPG
  • 8.JPG
  • 9.JPG
  • 10.JPG
  • 11.JPG
  • 12.JPG
  • 13.JPG
  • 14.JPG
  • 15.JPG
  • 16.JPG
  • 17.JPG
  • 18.JPG
  • 19.JPG
  • 20.JPG
  • 21.JPG
  • 22.JPG
  • 23.jpg

  • 2

#17 прецедент

прецедент

    Корифей

  • Пользователи
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 1 054 Сообщений:

Опубликовано 16 Февраль 2012 - 00:17

Семидесятые годы, новые лица в техническом кружке, новые технические решения и устройства в моделях, новые победы.Не видя вживую данное техническое устройство трудно представить как оно действует и насколько совершенна конструкция. Сейчас смотрят на японские роботы,- аж ты как сложно, а для ребят того поколения такие конструкции были вполне по силам.Я понимаю мало кого заинтересует эта информация, другие приоритеты,жизненные ценности другая история, а где же наша станция юных техников с сотнями учащихся занимающихся техническим творчеством, президентские школы,что ни школа то школа одаренных детей, красивая голубая пустая стекляшка под названием технопарк, колоссальные денежные средства вкладываемые в образование, в профтехобразование и хоть кто то из системы народного образования заинтересовался модельными темами хотя уже несколько лет они существуют? Ведь в каждой школе интернет, сотни единиц компьютерной техники.

Прикрепленные миниатюры

  • 1.JPG
  • 1f.JPG
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 4.JPG
  • 5.JPG
  • 6.JPG
  • 7.JPG
  • 8.JPG
  • 9.JPG
  • 10.JPG
  • 11.JPG
  • 12.JPG
  • 13.JPG
  • 14.JPG
  • 15.JPG
  • 16.JPG
  • 17.JPG
  • 18.JPG
  • 19.JPG
  • 20.JPG
  • 21.JPG
  • 22.JPG
  • 23.JPG
  • 24.JPG
  • 25.JPG

  • 0

#18 прецедент

прецедент

    Корифей

  • Пользователи
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 1 054 Сообщений:

Опубликовано 22 Февраль 2012 - 23:48

Но не только школьный кружок юный техник, но и авиамодельный кружок работал в полную силу деля попеременно одну маленькую мастерскую.Кордовые модели запускали во дворе соседней школы в любое время года, фанатично тренировались и занятое 2 командное место на областных соревнованиях было закономерным событием. Чемпионатные классы F1A, F2B, F3C,схематичка, А1, кордовая копия, кордовая воздушного боя, экспериментальная модель-вот состав команды и ведь все летало.

Прикрепленные миниатюры

  • 1.JPG
  • 2.jpg
  • 3.JPG
  • 4.JPG
  • 5.JPG
  • 6.JPG
  • 7.JPG
  • 9.jpg
  • 8.jpg
  • 10.JPG
  • 11.jpg

  • 0

#19 прецедент

прецедент

    Корифей

  • Пользователи
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 1 054 Сообщений:

Опубликовано 25 Февраль 2012 - 00:22

1976 год. Средняя школа 16.Молодой учитель физики Якущенко Наталья Ивановна недавно окончившая уральский педагогический институт имени Пушкина организовала в школе авиамодельный кружок и неплохие модели планеров делали, модели воздушного боя,- сейчас кордовые модели воздушного боя в Уральске не делают, а если делают то летать не умеют.Аэропорт только недавно переместился на новое место в Подстепное и старая взлетно посадочная полоса была идеальным местом для тренировок

Прикрепленные миниатюры

  • 1.JPG
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 4.jpg
  • 5.jpg
  • 6.JPG
  • 7.jpg
  • 8.JPG
  • 9.jpg
  • 10.JPG
  • 11.jpg
  • 12.JPG

  • 0

#20 Sorail

Sorail

    Гроссмейстер

  • Пользователи
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 181 Сообщений:

Опубликовано 25 Февраль 2012 - 16:21

Вот нашёл очень интересный материал по Уральску фронтовому.Прошу прощения у модераторов немного не про модели. Об использовании авиации в Уральске в период Великой Отечественной войны в периодической печати сведений мало, а имеющиеся носят довольно противоречивый характер. О том, что Уральск был достаточно привлекательным объектом для вражеской авиации, в некоторых источниках упоминается, но подробности часто не совпадают.

Мало кто знает, но немцы планировали взять Уральск 1 сентября 1942 года. С этого должен был начаться захват территории Казахстана. Советскому командованию попала схема наступления немецких войск в Сталинградском направлении, в которой указывались города, которые должны быть взяты немцами. Уральск был обведен в черный кружок под датой 1 сентября. Это означало, что в этот день фашисты должны уже хозяйничать в казахстанском городе.

Этим планам не суждено было сбыться, немцев тогда остановили под Сталинградом. 16 сентября 1942 года по указанию Военного совета Сталинградского фронта Уральск был включен в фронтовую зону. А через 10 дней специальным распоряжением Совета Народных Комиссаров СССР – в число пунктов противовоздушной обороны страны, поскольку вражеская авиация начала массированные бомбовые удары по наиболее важным объектам Западного Казахстана.

Над Уральском тоже пролетал вражеский самолет – летчик хотел разбомбить мост через реку Урал, по которому на фронт отправлялись продовольствие и оружие. Его перехватили советские летчики-истребители, заставили приземлиться. В самолете обнаружили документы, яды для отравления колодцев, советские деньги для подкупа населения, утверждается в одной из статей.

Однако в Интернете я нашёл и несколько отличную версию произошедшего. Летом 1942 года в небе над Уральском появился "Юнкерс".Он вызвал понятную панику среди военных и НКВД, обстрелял пассажирский поезд у Урбаха, пролетел над стратегическим объектом -железнодорожным мостом через Урал и ушел дальше на восток. Срочно была организована воздушная и автомобильная разведка, но возможная высадка диверсантов не подтвердилась. Через несколько дней в городе прошел слух,что, мол,немцев видели в Уральске. Конечно, это было не так. За немцев в этот раз приняли польских солдат, которые в часы стоянки поезда разбрелись по окрестностям , чтобы прикупить продуктов.

А вот ещё одна версия изложения описания событий того времени, которую представил П.Белан.

В дни Сталинградской битвы, в период наибольшего продвижения врага вглубь СССР, Западный Казахстан до реки Урал входил в тыловой район Сталинградского фронта. В сентябре 1942 года на этой территории было объявлено военное положение, а в Уральске и Гурьеве образованы городские комитеты обороны, объединившие власть государственных, партийных и военных органов.

В этот период немецкая авиация стала появляться и в небе Казахстана. Она пыталась активно помешать движению поездов по единственной магистрали, ведущей к волжской твердыне, – дороге Урбах – Верхний Баскунчак – Заплавное, в том числе и на ее казахстанском участке. На железнодорожные перегоны немецкие бомбардировщики совершили около 20 налетов, на станцию Шунгай – 24, на Сайхин – 36, на Джаныбек – около 40 налетов. Советскому командованию пришлось выделить для прикрытия казахстанского участка железной дороги 4 батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи, 4 зенитных бронепоезда, 2 полка зенитной артиллерии и 3 полка истребительной авиации противовоздушной обороны. Было сбито около 30 вражеских бомбардировщиков.

Прикрытые с воздуха города, аулы и села Западного Казахстана выполнили большой и разнообразный объем работ по обслуживанию фронта.

Уральск стал практически прифронтовым городом:сюда были эвакуированы несколько военных училищ.немало госпиталей. На западные районы области совершала налеты немецкая авиация,там были установлены зенитные батареи. В самом городе ввели затемнение. создавались истребительные батальоны для борьбы с вражескими парашютистами,начали отрывать щели - убежища и т.д.. Дыхание войны в Уральске ощущалось явно.

В театр военных действий Сталинградского фронта была включена широкая полоса вдоль линии Джанибек – Сайхин – Шунгай Рязано-Уральской железной дороги, подвергавшейся систематическим налетам фашистской авиации. Наиболее сильные удары немецко-фашистская авиация нанесла по Джанибеку. В групповых налетах принимало участие до 30 самолетов одновременно.

Железнодорожная станция Джанибек представляла собой основную перевалочную базу для проходящих на фронт и обратно эшелонов. По этой дороге шли боеприпасы, продовольствие, пополнение на фронт; обратно – эшелоны с ранеными. В Джанибеке поезда останавливались, чтобы пополнить запасы воды на водокачке, а также заправиться горючим. Эта дорога стала дорогой жизни. Была и еще одна причина повышенного внимания фашистов к региону. Через южные районы Западного Казахстана была проложена линия связи Сталинградского фронта со Ставкой Верховного Главнокомандующего. Немцы всеми силами пытались уничтожить эту линию.

Поселок Джанибек, как один из стратегических объектов прифронтовой зоны, подвергался постоянным и непрерывным обстрелам с воздуха. В печати приводится рассказ об одной женщине, звали ее Лидия Сидорович. Она работала техничкой в райкоме партии, и дом ее находился далеко от всех объектов, интересовавших немцев. Но фашисты сбросили сначала одну бомбу перед ее домом, которая убила двоих раненых солдат. Вторая бомба целенаправленно была сброшена во двор, где играли двое ее детей – четырехлетняя девочка с четырехмесячным братиком. Мальчика просто разорвало снарядом, девочка чудом осталась жива. После войны, по словам местных жителей, это была уже взрослая женщина, но лицо ее было в шрамах от осколков той самой бомбы, – рассказывает Павел Романович. Сколько мирных западноказахстанцев погибло в этой войне, никто не знает. Такие подсчеты просто никогда не велись.

Чтобы отвлечь внимание врага от настоящих авиабаз и прочих военных объектов, в области были построены ложные аэродромы, удаленные от действительных. В строительстве двух ложных аэродромов в районе станции Сайхин и поселка Конституция принимало участие местное население. Здесь были построены ангары, макеты самолетов, взлетная полоса. И враг клюнул на приманку, только на один такой аэродром, расположенный у станции Сайхин, немецкие бомбардировщики сбросили 70 бомб.

А на джанибекскую водопроводную башню, построенную еще до революции и в годы войны представлявшую собой стратегический объект первостепенной важности, немцы сбросили пятисоткилограммовую бомбу. В результате водокачка лопнула, а это означало, что эшелоны с ранеными остались без воды. Чтобы не допустить этого, местные жители стянули стены водокачки обручами, и она, как раненый солдат, продолжала служить. Рядом находилась зенитная установка, которая сбивала немецкие самолеты. Фашисты разбомбили ее, при этом погибли десять девушек-зенитчиц. После этого случая сама зенитная установка была поднята как раз на водокачку. И до конца Сталинградской битвы она находилась там.

Здесь же, недалеко от Джанибека, проходила известная Гатчинская дивизия. Она также подверглась бомбовым ударам и несла огромные потери. Солдаты этой дивизии были похоронены тут же, в братской могиле. После войны их родственники писали письма в Джанибекский райком с просьбой позаботиться о могиле. Местные следопыты отыскали это место в степи, теперь там установлен памятник.

Аналогично воспроизводит события того времени, так или иначе связанных с авиацией Приуралья, ещё один источник

15 сентября 1942 года ГКО области ввел военное положение, Уральск был включен во фронтовую зону.

Началось строительство шести оборонительных рубежей. Были отведены земельные участки под строительство 10 аэродромов в Чапаевском, Ушаковском, Тайпакском, Зеленовском районах ЗКО.

В Западный Казахстан были направлены для размещения личный состав и материальные ценности более 120 частей Сталинградского фронта, в том числе 8-я воздушная армия. На станциях Сайхан, Джанибек и Шунгай, кроме авиционных частей разместились склады 1-й танковой и 57-й армии.

В Уральске был развернут крупный военно-оперативный узел связи. Вдоль реки Урал от Гурьева были размещены суда «Волготанкер», прибывшие из-под Сталинграда, военные катера Каспийской и Волжской флотилий. Число эвакуироанных госпиталей в Западном Казахстане увеличилось до 20.

Немецко-фашистская авиция совершая групповые налеты на ст. Сайхан, Шунгай, Джанибек, причинила большой ущерб народному хозяйству на сумму свыше 7 млн. руб. Значительными были людские потери. Однако это не смогло парализовать единственную железнодорожную коммуникацию войск Сталинградского фронта Уральск-Урбах-Астрахань. Казахстан оказал огромную помощь Сталинградскому фронту.

Судьба Западно-Казахстанской области в годы Великой Отечественной войны трагичная и уникальная одновременно. Но об этом, кроме самих людей, переживших все тяготы войны, мало кто знал почти до середины 70-х годов. О трагической судьбе Джанибека тогда случайно узнал преподаватель истории Уральского пединститута Павел Букаткин, приехавший в поселок для набора студентов. Вернувшись в Уральск, он сделал сообщение на конференции. Оказалось, даже именитые историки не знали о том, что Западный Казахстан был прифронтовой зоной. Более того, когда Букаткин поехал в Академию наук СССР, чтобы получить пропуск для работы в архиве Министерства обороны страны, ему сообщили: "Вас ввели в глубокое заблуждение. Общеизвестно, что Казахстан в годы войны был глубоким тылом и никаких военных действий там никогда не было!”
  • 0


0 пользователей читают эту тему

0 members, 0 guests, 0 anonymous users